Советы педагога-психолога

«Основы эффективного воспитания детей младшего школьного возраста»

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания любовь к ребенку. Никакой совет, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви и доверия. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, и т.д., а просто так, просто за то, что он есть! Мы очень скупы в выражения своих чувств и эмоций. Не следует стесняться проявлять свою любовь к ребенку, нужно дать ему понять, что он будет любим всегда и при любых обстоятельствах. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки, запреты, позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Знаете ли вы своего ребенка? Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, что бы ребенок не натворил. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У него может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу. Речь в этом случае может быть строгой, но ни в коем случае, резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз. Только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине после работы) – у каждого свои механизмы восстановления.

Главное – оцените поступок, а не личность. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели…» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание)

Иногда родители неправильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение. Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно ни сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут) организуете. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Мне с тобой хорошо», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим, поделаем вместе», « Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты мой хороший». Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку. Выполняйте свои обещания! Потому что ребенок верить больше не будет, не обещайте того, что не можете выполнить! А восстановить его доверие очень нелегко.

Педагог-психолог: Павлова Г.А.