Советы педагога-психолога родителям первоклассников

Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей.

Поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

• Вызывайте у ребенка радость при мысли том, что он пойдет в школу, будет вместе со сверстниками учиться.
• Объясняйте детям, в чем заключается смысл обучения в школе, знакомьте их с разными видами деятельности, которыми им предстоит заниматься.
• Формируйте уважение и доверие к будущим учителям.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивайте.
• Установите четкие и определенные требования к ребенку.
• В разговоре с учащимся, называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
• Поощряйте стремление задавать вопросы. Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек — это способ мотивации и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

Педагог – психолог
Г. А. Павлова